Проблема существования доисторических протоцивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Искусство архаической Греции (10-6 вв.). Два периода - раннеархаический и позднеархаический. Раннеархаический период (10-8 вв.): геометрический стиль в керамике и мелкой пластике. Дипилонские вазы. Возникновение храмового строительства - храмы Дрероса, Спарты, Термоса. Освоение греками Средиземноморья и Черноморья в 8-6 вв., заимствование достижений ближневосточной цивилизации в материальной и духовной сферах. Открытость греков к восприятию культурных достижений других народов

Культура ранних цивилизаций.

Древнее Междуречье. Этапы истории и культуры.

Общие сведения. Культура Ум Дабагии. Убейдская цивилизация. Культура Шумер. Письменность, наука, образование. Искусство: архитектура, скульптура, музыка. Шумеро-аккадская цивилизация. Религия и представление о мироздании. Связь религии и права. Мифология и литература. Эпос о Гильгамеше. Месопотамия и Ханаан. Культура Вавилона. Особенности культуры Ассирии.

Считается, что в VI тыс. до н. э. в долине между реками Тигр и Евфрат возникла самая древняя цивилизация. Она называется шумеро-аккадской или Месопотамией (от греч. Междуречье).

До самого конца XVIII в. о культуре Месопотамии было мало что известно. Первую научную экспедицию в Месопотамию возглавил датский ученый Карстен Нибур во второй половине XVIII в., но через год все участники экспедиции погибли от истощения и инфекционных заболеваний. В живых остался только сам Нибур, который опубликовал в конце XVIII в. книгу «Путешествие по Аравии и соседним странам». Эта книга была в Европе единственным источником знаний о Ближнем Востоке, не считая Библии, в которой упоминаются многие города, события, исторические и религиозные деятели древности, связанные с Месопотамией.

В начале XIX в. на Ближний Восток на поиски библейских городов отправляются из Европы любители приключений, энтузиасты, ученые. Одновременно с раскопками велась дешифровка письменности Месопотамии. В 1802 г. немецкий учитель Георг Фридрих Гротефельд расшифровал клинописные значки.

Реконструкция трех ранних неолитических поселений в Месопатамии:

Джармо (а), Иерихион (б), Чатал-Хююк (в).

Первые поселения в Месопотамии возникли в середине VII тыс. до н. э. Культура, которая развивалась в ее северной части в безлесой степи, называется Ум Дабагия. О ней можно сказать лишь то немногое, о чем свидетельствуют факты, добытые археологами при раскопках: строились дома с несколькими окрашенными в черный, красный и желтый цвета комнатами, окнами, нишами в стенах, оштукатуренными подполами для хранения продуктов. Люди занимались охотой, земледелием, разводили домашних животных. На стенах в домах сохранились рисунки охоты на онагров, а среди вещей домашнего обихода — много раскрашенной снаружи яркой красной керамики.

Месопатамия.

.

Алибастровая женская фигурка из Тель ас- Саванна. Около 5400 г. до .э.

«Около 6000 г. до н. э. культура Ум Дабагии закончила свое существование. Однако вслед за ней появились три новые культуры — хассуна, саммара и халаф. Они существовали в течение целого тысячелетия, и к концу VI тыс. до н. э. вся Северная Месопотамия была занята поселениями этих культур».

На юге население, вероятно, появилось только в V тыс. до н. э. и образовало убейдскую цивилизацию. Древние убейдские поселения расположились недалеко от древнего города Ура, немного южнее современного Багдада. Скорее всего, на юг люди пришли с севера. «Только там, в горах Загроса в Анатолии, в Северной Месопотамии и Иране, были поселения древних земледельцев и скотоводов. Только там научились люди строить храмы. Только там появился культ бога-быка, который так пышно расцвел потом в Шумере и Вавилоне».*

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат. Происхождение шумеров — полная загадка. В древних текстах говорится, что откуда-то с гор пришли шумеры. Их язык не похож ни на один из древних языков. Шумеры пришли мирно и ассимилировались местными племенами. Почему они пришли на землю малярийных болот и обнаженных пустынь — на этот вопрос нет ответа.

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос – необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Это амфипростиль, украшенный четырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов. Стоит на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Селчук на юге провинции Измир). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами. Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому (спонсировавшему проект), эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.

История изобразительного искусства древнего мира - первый этап всеобщей истории изобразительного искусства, когда, во-первых, закладывались основы этой важнейшей области духовной и практической деятельности человечества, во-вторых, сложились виды изобразительного искусства - архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, в-третьих, исполнительское мастерство прошло путь от наивного примитивизма до классического совершенства
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая