Проблема существования доисторических протоцивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Искусство архаической Греции (10-6 вв.). Два периода - раннеархаический и позднеархаический. Раннеархаический период (10-8 вв.): геометрический стиль в керамике и мелкой пластике. Дипилонские вазы. Возникновение храмового строительства - храмы Дрероса, Спарты, Термоса. Освоение греками Средиземноморья и Черноморья в 8-6 вв., заимствование достижений ближневосточной цивилизации в материальной и духовной сферах. Открытость греков к восприятию культурных достижений других народов

Проблема существования доисторических протоцивилизаций.

Гипотеза существования Атлантиды и Ломурии как протоцивилизаций. Научные свидетельства об Атлантидах пяти океанов: Атлантида, Гондвана, Пацифида, Лемурия, Арктида. Пацифида и остров Пасхи. Эзотерические науки о расах человечества. Оккультные знания об Атлантиде. Современная атлантология

Почти двадцать пять веков живет легенда об Атлантиде, стране могущественных атлантов, поглощенной водами. К глубочайшей древности восходят сведения о Лемурии, колыбели человеческой культуры и всего рода человеческого, ушедшей на дно Индийского океана. В литературе о происхождении человечества на Земле и существовании доисторических цивилизаций встречается точка зрения теории катастроф, которая заключается в том, что когда человечество подходит к вершине невосприятия сути своего предназначения на этой планете, когда темные начала, проявляющиеся в человеке, достигают критической точки — возможности полного самоистребления, то происходит планетарная катастрофа. Ее смысл заключается в том, чтобы не полностью уничтожить человечество, а прекратить пагубную, искусственно созданную, технотронную систему жизнеобеспечения. Катастрофа, с этой точки зрения, является уроком оставшимся в живых.* Теории катастроф, учитывающие причины исчезновения цивилизации, поддерживаются такими известными учеными, как А. Горбовский,**М. Агрест, Эрих фон Дэникен и Людвик Соучек. Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)

Затонувшие континенты. My и Атлантида (по Дж. Черчуорду).

Упоминания oб исчезнувшей Лемурии имеются во многих древних азиатских литературных памятниках. Древнейшие священные книги индуизма — пураны, — переведенные на санскрит и в таком виде сохранившиеся до наших дней, рассказывают о богах и героях. Свидетельств того, что существовала Атлантида, и даже несколько Атлантид в каждом океане мирового водного пространства, становится все больше. Не только мифы и легенды древних цивилизаций повествуют о существовании этой загадочной страны, но и научные данные, останки, поднятые со дна океана, доказывают, что существовали цивилизации, предшествовавшие древнейшим, известным нам по Египту и Месопотамии. Жители многих тихоокеанских островов рассказывают одну и ту же легенду о своих предках, живших на огромном и прекрасном материке, очень давно погрузившемся на морское дно.

Изваяния острова Пасхи.

С точки зрения метаисторического подхода, известные эзотерики Е. П. Блаватская, Е. И. Рерих, Д. Л. Андреев утверждали, что Египет — это колония, основанная атлантами, а Мезоамерика частично — колония цивилизации, существовавшей на континенте My. Они также утверждали, что Лемурия находится в Индийском океане, а континент My простирался от Ост-Индии до Гавайских островов в Тихом океане, доказательством существования которого остается остров Пасхи.

Российский ученый А. Кондратов в своей книге «Атлантиды пяти океанов»* систематизирует научные данные в пользу того, что не только в Атлантическом океане существовала цивилизация, но и в Тихом океане — затонувший материк Пацифида, а Южная Америка и Австралия соединялись с Антарктидой, образуя вместе с Индией и Африкой единый сверхматерик Гондвану.

Лемурия была « Атлантидои Индийского океана», а на месте нынешнего Северного Ледовитого океана существовала «Ледяная Атлантида» —- Арктида, которая связывала Азию и Америку, А. Кондратов исследовал историю освоения человеком Мирового океана.

С каждым годом возрастают наши знания об истории планеты, об истории океанов и об истории человечества. За последние сто миллионов лет происходило крупное опускание дна на один, три и пять километров. На смену приходили регрессии, океан отступал, и суши на планете становилось больше. Колебания эти происходили на протяжении последних шестисот миллионов лет. Поднятие уровня Мирового океана длится в течение последних десяти тысяч лет, периода, отделяющего нас от эпохи последнего великого оледенения.

Процесс заселения Океании затянулся на многие столетия и завершился лишь к началу нашего тысячелетия. Вплоть до середины XIX в. не удавалось точно определить глубину Тихого океана, как и других океанов нашей планеты. В результате трех экспедиций в 70-х гг. прошлого века в северо-западной части Тихого океана была обнаружена глубоководная впадина.

Строение дна Тихого океана представлялось ученым в XIX в. лишь в общих чертах. Подлинную революцию в океанологии произвело изобретение эхолота, который применили в 1909 г. Звуковой сигнал посылался в воду, достигал дна, отражался от него и улавливался на корабле. Необходимость борьбы с подводными лодками в Первую мировую войну заставила усовершенсвовать системы эхолотов, позволяющие проводить сплошную линию, обозначавшую рельеф океанского дна, над которым проходило судно. Программа Международного геофизического года (1957-1958) знаменовала собой новый этап в изучении величайшего океана планеты. По мнению ряда ученых, Тихий океан является «праокеаном», первичным океаном планеты.

«Перед тем как материки начали свой дрейф, по-видимому, существовало подразделение земной коры на два типа: суперконтинент Пангея и Мировой (пра-Тихий) океан. Глубоководное бурение показало, что и Атлантический, и Индийский океаны поразительно молоды: их возраст (150— 200 млн. лет) совпадает с датой великого раскола Пангеи, положившего начало Атлантике и Индийскому океану».* Оказалось, что и Тихий океан, считавшийся и " праокеаном", и самым древним водным бассейном планеты, столь же молод, как Атлантика и Индийский океан.

Вполне возможно, что и в Тихом океане прежде существовала суша, целый материк, ушедший под воду, а многочисленные острова и архипелаги являются последними обломками «тихоокеанской Атлантиды» — Пацифиды. Об «Атлантиде Тихого океана», затонувшей Пацифиде, говорили и писали многие исследователи как прошлого, так и нынешнего века. «Тихоокеанская Атлантида» привлекала внимание не только писателей-фантастов, мистиков, но и ученых различных специальностей. Данные, на которые ссылаются сторонники существования Пацифиды, разные по значению. Из открытий различных наук должна складываться единая картина, рисующая историю «тихоокеанской Атлантиды». Однако трудно, а иногда невозможно произвести «стыковку» данных различных наук о Земле и человеке, говорящих в пользу Пацифиды.

Схема вероятностных флористических связей в период существования Арктиды и современное положение комплексов фауны.

Еще недостаточно научной информации для систематизации доказательного материала. Коралловые острова и атоллы — это надгробия какой-то затонувшей суши, и многие геологи нашего столетия полагали, что особенности рельефа Тихого океана, его островов и омываемых его водами материков можно объяснить тем, что воды величайшего океана поглотили «тихоокеанскую Атлантиду» — Пацифиду.

В 1929 г., изучив структуру совершенно изолированного острова Партида, геолог Штейман предположил, что этот остров — обломок Пацифиды. Он сложен не базальтами, океанической породой, а гранитами, типично материковой породой, которую не могла бы создать деятельность подводных вулканов. В 30-е гг. в восточной части Тихого океана было обнаружено обширное подводное плато, названное Альбатрос. Многие геологи решили, что это — ушедшая на дно часть Пацифиды. К выводу о том, что в районе острова Пасхи и к северо-востоку от него могла быть опустившаяся на дно суша, пришел американский геолог Чабб, исследовавший этот район также в 30-х гг.

Современный мир перенасыщен конфликтами и катастрофами, глубинная причина которых — столкновение людей, исповедующих различные культурные ценности. Это может быть религиозная рознь, стремление автономий приобрести независимость, борьба финансовых групп. Исследуя мотивы подобных конфликтов, всегда можно найти различия духовных ценностей у конфликтующих сторон, ибо в противостояние вовлекаются группы людей, воспринимающие чужую культуру как нечто враждебное, а способствуют согласию те, которые понимают равноценность любых проявлений духовности и культуры.

Культура как предмет исторического исследования. Методы и подходы. Духовная и материальная культуры — это сущностная основа исторического развития человечества. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили, чувствовали, творили. Культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому историческое постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Первобытное общество и проблемы протоцивилизаций Основные этапы становления и развития культуры первобытного общества.

Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На основе этого тождества существует единство в природе в целом.

Эпоху с VIII тыс. до н. э. в науке называют «неолитической революцией», которая продолжалась несколько тысяч лет. Это время знаменуется не только переходом к земледелию и скотоводству, а значит, к оседлой жизни, но и возникновением и зарождением ремесел (ткачества и керамики).

В первобытной культуре можно говорить об искусстве добывания огня, об искусстве приготовления пищи, об оформлении домашнего очага, гончарном деле и ткацком искусстве. Оружейное искусство включает создание копья, палицы, пики, метательного оружия, лука. Эпоха каменного века заканчивается с началом обработки металлов, получивших широкое применение с середины IV тыс. до н. э. Начало эпохи бронзы — время возникновения первых цивилизаций и государственных образований по долинам крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхэ и Янцзы.

Территория Греции невелика, неплодородная почва может прокормить лишь небольшое население. Но в историю греческий народ вошел как один из самых великих, ибо вклад  древних греков в мировую культуру неоценим. Складывается впечатление, что на одном маленьком клочке земли сосредоточились множество умнейших людей, как, будто полностью располагает этому географическое положение, обстоятельство античного рабовладения Древней Греции. Может быть, солнце в этом месте сияло как-то по-особому, которое воздействовало на такой взрыв умов. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека – гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Древние греки были удивительно талантливым, веселым и жизнерадостным народом. Они любили танцы, музыку, спорт.Греция — родина Олимпийских игр. Спорт популярен здесь со времен древних городов-государств. О значимости спорта в Греции говорит тот факт, что на время проведения Олимпийских игр приостанавливались все войны между греками. В современной Греции спорт также не потерял актуальности. В 1896 году, в Афинах, были проведены первые Олимпийские игры современности, где участвовало 13 стран. В 2004 году Греция вновь приняла у себя Олимпийские игры. В них участвовало уже 211 государств. Были построены новые спортивные сооружения с применением новейших технологий. Греки создали великолепные легенды о богах и героях — мифы, которыми мы зачитываемся и поныне, построили первые в мире театры, заложили основы философии, оставили потомкам эпические поэмы, замечательные произведения архитектуры, скульптуры, а также живописи; к сожалению, последние почти не дошли до нас.

Без сомнения, наиболее значительное влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная, величественная красота и гармония служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название классического, и выработанные в V-IV вв. до н.э. каноны архитектуры, скульптуры , литературы, сделались образцами для последующих поколений, веками оказывали влияние на культуру Европы.
Древняя Греция внесла огромный вклад в историю настоящей культуры, философии, эстетики. Она дала начало многим наукам. Пусть даже некоторые суждения нам кажутся сейчас устаревшими или древними, но из них мы подчеркиваем много необходимого для нас сейчас. Греческие племена, перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» – писал Энгельс.

Воспитываясь в музыкальной семье, я ещё с детства была знакома с музыкальными произведениями древней Греции. Позже, изучая мировую художественную культуру в школе, я снова столкнулась с искусством одной из древнейших цивилизаций. Для того чтобы глубже погрузиться в атмосферу античности, я решила выбрать данную тему для своего реферата.
Главной целью моего реферата стало изучение искусства и культуры Древней Греции.

Для достижения этой цели я определила основные задачи моей работы:
1. рассмотреть искусство Древней Греции, выявить особенности развития эпох.
2. показать особенности сложения основ античного искусства на примере скульптуры, архитектуры, мифологии.
3. выяснить, насколько актуально искусство античности в наши дни, имеет ли оно отклик у современников.

История изобразительного искусства древнего мира - первый этап всеобщей истории изобразительного искусства, когда, во-первых, закладывались основы этой важнейшей области духовной и практической деятельности человечества, во-вторых, сложились виды изобразительного искусства - архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, в-третьих, исполнительское мастерство прошло путь от наивного примитивизма до классического совершенства
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая