Проблема существования доисторических протоцивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Архитектура и скульптура афинского Акрополя (вторая половина V в.) Ведущая роль Афин в победе над персами. Первый афинский морской союз и финансовая мощь Афин. Сущность афинской демократии, правление Перикла. Дискуссия о расходовании общественных финансовых средств. Планы Перикла и Фидия по сооружению Акропольского ансамбля.

Часто сооружались в Римской империи термы (общественные бани). На самом деле это были места, служившие центром отдыха и развлечения. Самыми большими были термы Каракаллы, занимавшие площадь в 11 га.

Во времена Империи выдающимся мыслителем был император Марк Аврелий. Он, как никто другой, остро чувствовал течение времени, краткость человеческой жизни, смертность человека. Во II в. н. э. была создана конная статуя императора Марка Аврелия-— «философа на тропе», послужившая образцом для последующих европейских конных монументов.

Римлянин в тоге

Колонна Траяна в Риме.

Римские термы. Реконструкция.

Шлемы гладиаторов.

Что касается театра, то римляне заимствовали у греков готовые его формы, устройство и основные жанры.

В I в. до н. э. в Риме появляется первый постоянный театр, планировка которого отличалась от греческого. Театр был крытый, места для зрителей располагались в один или несколько ярусов в форме полукруга. Сценическая площадка была приподнята над уровнем орхестры и превратилась собственно в сцену, оснащенную декорациями и механизмами.

В римском театре ведущим жанром была комедия, берущая свое начало от искусства бродячих актеров — гистрионов и комических представлений — ателланы. В произведениях Плавта и Теренция использовались сюжеты мифов. От римской трагедии до нашего времени дошли только пьесы философа Сенеки.

Гораздо большей популярностью в римском обществе пользовались зрелища в цирках, амфитеатрах и ипподромах. Рим- ские люмпены, беднота, требовали «хлеба и зрелищ», поэтому, добиваясь расположения народа, императоры устраивали гладиаторские бои, состязания колесниц, кулачные бои, морские сражения, казни преступников и приверженцев христианской религии, бросаемых на растерзание диким зверям.

 

Римский Колизей (Амфитеатр Флавиев). I в.

Колизей . Разрез.

Как и все искусство древнеримского государства, музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической. Но раннеримская музыка отличалась самобытностью.

Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (латинское название авлоса — духового инструмента типа флейты).Большое место в древней музыкальной культуре Рима занимали напевы салиев (прыгунов, плясунов). На празднестве салиев исполнялся своеобразный танец-игра: надев легкий панцирь и шлем, с мечом и копьем в руках, 12 человек под звуки труб танцевали в такт древней песне, обращенной к богам Марсу, Юпитеру, Янусу, Минерве и т. п. Кроме салиев, большой популярностью пользовались напевы «арвальских братьев» (римских коллегий жрецов).

В классический период музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов — кифар, лир, тригонов (треугольная арфа). Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняли кантики (от «кано» — пою) — музыкальные номера речитативного характера.

Для Римской империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например, певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес — любимец Калигулы, кифареды Менкрат при Нероне и Месомед Критский при Адриане. Некоторым музыкантам даже ставили памятники, как кифареду Анаксенару, служившему при дворе Цезаря. Император Нерон ввел так называемое греческое состязание, где сам выступал как поэт, певец и кифаред. Музыкой, пением и танцами сопровождались и праздники Вакха — знаменитые вакханалии, которые позже были запрещены, так как неизменно превращались в разнузданную оргию. Даже в военных легионах существовали большие духовые оркестры.

Для Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. На первое место выходят впечатляющие, часто грубые зрелища, а исполнение песен, танцы или игра на флейте стояли в одном ряду с фокусами и дурачеством. Мужчины пели не только женскими, но и детскими голосами. Флейтисты и кифаристы, гигантские хоры и грандиозные оркестры, звучащие в унисон, бесчисленные танцевальные группы удивляли своей виртуозностью. Для этой эпохи характерен такой эпизод. На празднике в Риме перед огромной толпой народа выступали два лучших флейтиста, прибывшие «из самой Греции». Публике очень скоро надоела их музыка, и тогда она стала требовать, чтобы музыканты... подрались друг с другом. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие.

Римская поэзия жанрово разнообразна. Это прежде всего элегия: нравоучительная, боевая, философская и, конечно же, любовная. Во второй половине I в. до н. э. начался взлет римской литературы, подарившей миру имена трех величайших поэтов: Вергилия (около 70—18 гг. до н. э.), Горация (65-8 гг. до н. э.) и Овидия (43 г. до н. э. — 18 г. н. э.). Мировую славу Вергилию принесли гениальные произведения: «Буколики», «Георгики» и особенно «Энеида» — поэма, посвященная Энею, легендарному герою, почитавшемуся римлянами как основатель римского государства.

Лабарум(государственное знамя Рима, появившееся при Константине I), увенчанный монограммой Иисуса Христа. Изображение на монетах.

Арка Тита I в.

Античный римский роман продолжает развивать жанр греческого приключенческого, авантюрного романа. Однако римский роман дает картину нравов римского общества периода упадка и всеобщего разложения. Самыми знаменитыми романами являются роман Петрония «Сатирикон» и роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

В середине III в. варвары вторглись в римские провинции, города гибли от эпидемий, голода, землетрясений. В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Рим был захвачен и разгромлен варварами, наступила новая эпоха — средневековье. Однако традиции античнои культуры не исчезли, развиваясь в новых исторических условиях.

Германские и славянские племена влились огромною волною в государства древнего мира, разрушили прежнюю общность в жизни его народов, а затем разделили исторические судьбы северного и южного берегов Средиземного моря. Этим изменением в составе народов, действующих в Европе, и перемещением исторической жизни в новые страны началась новая история, т. е. создание новой культуры.

На развалинах Древнего Рима возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубины его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, нормы правления и шедевры архитектуры.

Абстракционизм — направление так называемого «беспредметного», нефигуративного искусства, провозгласившего в живописи и скульптуре отказ от изображения форм реальной действительности и стремящееся к «гармонизации» или отвлеченных цветовых сочетаний, или геометрических форм, плоскостей, прямых и ломаных линий, которые должны вызывать самые разнообразные ассоциации. В русской живописи начала XX века это направление представлено одним из его теоретиков Василием Васильевичем Кандинским (1866—1944), Казимиром Севериновичем Малевичем (1878—1935), автором знаменитого «Черного квадрата» (1913), и др. Близок к абстракционизму предвосхитивший его кубизм, адепты которого стремились изображать реальные объекты в виде множества пересекающихся, полупросвечивающих плоскостей (четырехугольников, треугольников, полуокружностей), создающих впечатление неких комбинаций преимущественно прямолинейных фигур, схематично воспроизводящих живую натуру. Едва ли не самым ярким проявлением кубизма стала ранняя живопись великого франко-испанского художника Пабло Пикассо (1881—1973).

Футуризм — течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 10—20-х гг нашего века с претензией создать искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цвета и формы, а в поэзии — к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего творчества Маяковского. Футуристы призывали перенести центр тяжести с изображения человека на изображение его материально-технического окружения. Главный идеолог итальянского и мирового футуризма Филиппа Томмазо Маринетти (1876—1944), в частности, писал «Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слезы женщины»7. В идеологическом плане футуризм был связан как с правым, так и с левым экстремизмом в лице фашизма, анархизма и коммунизма, претендуя на «революционное» ниспровержение прошлого и на свою особую ангажированность будущим.

Одним из самых радикальных модернистских течений, зародившихся в 1916—1922 гг. преимущественно в Швейцарии среди анархиствующей интеллигенции как протест против первой мировой войны, стал так называемый дадаизм. Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, деталей инструментов, этикеток, газетных и журнальных вырезок и т.п.), предвосхитив этим современный поп-арт — искусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материального богатства, созданного современной цивилизацией.

Перечисленные разновидности модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают его разнообразия и отличаются размытостью своих критериев и границ, объединяясь, как уже отмечалось, общим пафосом отрицания предшествующей художественной традиции.

Развитие архитектуры в VI-V вв. Возникновение и сложение архитектурных ордеров. Ордер как первый образец системного мышления, сущность архитектурного ордера как системы взаимозависимых элементов. Гуманистическая сущность греческой архитектуры, ее общественный характер, ведущая роль храмового строительства. Стоечно-балочная конструкция, типология зданий. Дорийский, ионийский, коринфский ордера. Дорические храмы VI-V вв.
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая