Проблема существования доисторических протоцивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Архитектура и скульптура афинского Акрополя (вторая половина V в.) Ведущая роль Афин в победе над персами. Первый афинский морской союз и финансовая мощь Афин. Сущность афинской демократии, правление Перикла. Дискуссия о расходовании общественных финансовых средств. Планы Перикла и Фидия по сооружению Акропольского ансамбля.

Со временем римская религия вобрала в себя и отрицательные моменты других верований. С востока распространился культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Пунической войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу. Затем явился в Рим культ Вакха и скоро соединился здесь с безобразнейшими оргиями, так что в течение длинного ряда лет правительство вело с культом упорную и даже жестокую борьбу, прежде чем удалось положить конец его распространению. И в столице, и во всей Италии бродило множество странствующих жрецов, гадателей, прорицателей, влияние которых пагубно сказывалось и в области верований, и в области нравственности.

Авторитетом для Рима в эпоху его расцвета была греческая культура. В Италию шел непрерывный поток греческих философов, риторов, поэтов, учителей. Они занимали в Риме уже довольно видное положение. Эллинское образование стало неизбежной и важнейшей частью высшего образования в Риме.

В последние годы республики государственная религия сохранялась как политически удобное учреждение, но души она уже не волновала. Наряду со стоицизмом, долго господствовавшим в римском обществе, в Риме распространилась система Эпикура, вполне подходящая для людей, склонных искать забвения тревог жизни в бесцельной апатии или в поверхностной иронии. В годы наибольшего безразличия к своим богам в Риме начал распространяться неопифагоризм, религиозное построение, соединявшее в себе разрозненные элементы самых различных философских систем и смешивающее первые проблески естественнонаучных сведений с мистическими знаниями. Государство, представлявшее республику в это время, уступало место монархии.

Древнеримский гений (покровитель) местности в виде змеи

План римского дома с садом (Дом Пансы в Помпеях). I в

Цезарь, великий политический деятель, полководец, кумир народа, застал римский мир уже одряхлевшим, и возродить его не мог даже этот гениальный человек.

Образцовым для Рима было и греческое искусство. Греческий язык получил распространение в высшем обществе, греческие статуи заполнили общественные здания. Однако в римском искусстве не было той большой идеи, которая вдохновляла греческое искусство. Художники в Риме были низведены до положения слуг, ремесленников и даже рабов. Поэтому римское искусство почти анонимно, авторы произведений архитектуры, скульптуры, живописи не известны.

.

Римские светильники.

 Римская архитектура носит более утилитарный, практичный характер. Римляне строили дороги и акведуки, термы (бани) и ипподромы. В культовом зодчестве использовались периптер и ротонда.

На центральной площади Рима — форуме — размещались основные общественные здания — сенат, суд, архив, тюрьма, трибуна. На форуме ставились прижизненные и посмертные статуи прославленных горожан Рима.

Главным величайшим достижением Рима была политическая и правовая культуры: Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. Римляне создали великое государство — и весь строй их жизни, все их склонности вели к тому, что все преклонялось перед государством. Государством поощрялась мудрость управления, которую будущие сенаторы усваивали еще в детстве, когда согласно обычаю сопровождали своих отцов в сенат и слушали в нем их рассуждения.

В Риме вошло в систему образования и стало чрезвычайно активно развиваться ораторское искусство. Каждый гражданин, стремившийся стать политическим деятелем и государственным мужем, должен был в совершенстве овладеть всеми приемами риторики. Красноречие помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным этим народом на высокую государственную должность в комициях (народных собраниях).

С установлением республиканского строя высшая исполнительная власть оказалась в руках ежегодно избиравшихся консулов. Они избирались на центральных собраниях из числа патрициев. В период исполнения своих обязанностей консулы были свободны от всякой судебной ответственности, были правителями и судьями в римском государстве в дни мира и главнокомандующими римской армии на войне, им принадлежала военная и гражданская власти, они набирали войска, назначали часть военных трибунов. Обладая гражданской властью, они могли созывать сенат, народное собрание, исполняли их решения, руководили выборами должностных лиц.

Римлянин в тоге (оратор).

Римская мозаика. Битва Александра Македонского с персами.

Римский всадник в боевом уборе.

Власть консулов была коллегиальной. Вопрос о предоставлении единоличной власти одному из консулов, например вопрос о командовании войсками, решался по жребию, по взаимному согласию между консулами или по решению сената. Ограниченность власти консулов заключалась в том, что один из них мог наложить вето на решения другого. По истечении года консул становился частным лицом, гражданином. Если он за время своего правления допустил злоупотребления, его можно было потом привлечь к ответственности. Любое распоряжение консула, если с ним не были согласны, можно было обжаловать в народном собрании. Такими мерами римляне ограничивали власть консулов и мешали им превращаться в единоличных правителей.

Наряду с консулами в Римской республике верховным носителем власти было народное собрание (комиции). Это был коллектив всех полноправных римских граждан, к которым относились только те, у которых отец или мать имели гражданские права.

Все граждане Рима формально могли участвовать в народном собрании, быть избранными на государственные должности, иметь собственность, служить в войсках Рима.

За плебеями было признано право на самостоятельную организацию и избрание из своей среды ежегодно нескольких должностных лиц — народных трибунов. Таким образом, был учрежден трибунат.

Ощущение общей дисгармонии современного мира; нестабильность положения в нем отдельной человеческой личности; ее отчуждение от общества (независимо от того, о каком обществе идет речь — «капиталистическом» или «социалистическом»); растущая роль в жизни людей абстрактного мышления и одновременно бунт против рационализма в искусстве и стремление отразить в нем некие трансцендентальные и неуловимые стороны действительности — все это и обусловило переход мирового или, по крайней мере, «западного» искусства в новое качество, объединяемое понятием «модернизм».

Выступая против многих норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм — порождение эпохи войн и революций — сам нередко претендует на революционность и демонстрирует ее в художественной практике. В своих крайних проявлениях в литературе он покушается на саму осмысленность художественной речи; в музыке — на ее звуковую организованность, отрекаясь прежде всего от мелодии и гармонии; в театре — на предметность декораций и логику развертывания действия; в живописи — на композицию, визуальную верность оригиналу, «правду» цвета и линий; в скульптуре — на реальные пропорции и объемы изображаемых объектов и т д. Тем не менее в своих лучших образцах, несмотря на все издержки, современные течения в искусстве значительно обогатили художественную культуру человечества за счет новых, неизвестных нашим предкам выразительных средств. Свидетельством этого могут служить хотя бы многие проявления творческого новаторства: литература «потока сознания», разновидности рок-музыки, живопись импрессионистов, театр Б. Брехта, техника коллажа в поп-арте и многие другие художественные приемы, к восприятию которых, хотя и не без внутреннего сопротивления, постепенно «привыкает» человечество.

Оглядываясь на всю пестроту внешних общественных факторов, породивших новое искусство, и стремясь выявить его характерные черты, нельзя, однако, не задаться вопросом: в чем же состоит его наиболее важное, наиболее общее свойство, его сущность? Ответ на этот вопрос мы находим опять-таки у Н.А. Бердяева. Анализируя такое важное течение модернизма, как широко известный футуризм (подробнее о нем см. ниже), русский философ писал: «Когда зашатался в своих основах материальный мир, зашатался и образ человека... Вражда к человеку, к человеческому «я» явственно видна в футуристических манифестах... Футуристы отрицают источник творческого движения — человека»3. Таким образом, по мнению Бердяева, новое искусство характеризуется прежде всего своим «расчеловечиванием».

Позднее эта же самая мысль нашла развернутое обоснование в знаменитом эссе X. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства» (1925), обеспечив автору в этом вопросе научный приоритет, хотя он, несомненно, принадлежит нашему выдающемуся соотечественнику. Вслед за Н.А. Бердяевым испанский философ утверждал: «Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству «человеческое»... Личность, будучи самым человеческим, отвергается новым искусством решительнее всего. Это особенно ясно на примере музыки и поэзии... Со всех сторон мы приходим к одному и тому же — бегству от человека»4.

Между Ортегой и Бердяевым, однако, существенная разница: в отличие от русского философа, достаточно скептически воспринимавшего новое искусство, испанец не только не отвергал его, но даже теоретически оправдывал и всячески превозносил в духе своих элитарных концепций, выдвинутых в эссе «Восстание масс». Он писал: «Новое искусство, очевидно, не есть искусство для всех, как, например, искусство романтическое: новое искусство обращается к одаренному меньшинству... Это искусство привилегированных, искусство утонченной нервной организации, искусство аристократического инстинкта... Ограничиваться воспроизведением реальности, бездумно удваивая ее, не имеет смысла. Миссия искусства — создавать ирреальные горизонты. Чтобы добиться этого, есть только один способ — отрицать нашу реальность, возвышаясь над нею»5. Правда, к концу жизни взгляды Ортеги на ценность и возможности модернистских течений становятся все более взвешенными и даже пессимистическими. В одной из последних работ («Веласкес», 1950) он даже характеризует их как «сумерки искусства».

Так или иначе, именно X. Ортеге-и-Гассету принадлежит наиболее любопытная, на наш взгляд, гипотеза о самом общем законе развития мирового искусства, которую он выдвинул на примере живописи. Рассматривая художественное творчество как неотъемлемую часть культуры, испанский мыслитель считал, что вслед за философией оно изменялось в зависимости от изменения точки зрения художников на окружающий мир — от вещественно-конкретного, объективного видения и художественного воспроизведения мира через его субъективное восприятие и изображение к господству чистых идей и абстракций как в восприятии, так и в творчестве. Грубо говоря, это движение от реализма, понимаемого как предельная верность натуре, через импрессионизм как передачу лишь ощущений о ней, к современной, все более абстрактной живописи. Сам Ортега писал об этом так: «Закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом — ощущения и, наконец, идеи. Иными словами, внимание художника прежде всего сосредоточивалось на внешней реальности, затем — на субъективном, а в итоге перешло на интрасубъективное. Три названных этапа — это три точки одной прямой. Но подобный путь прошла и западная философия, а такого рода совпадения заставляют все с большим вниманием относиться к обнаруженной закономерности»6.

Развитие архитектуры в VI-V вв. Возникновение и сложение архитектурных ордеров. Ордер как первый образец системного мышления, сущность архитектурного ордера как системы взаимозависимых элементов. Гуманистическая сущность греческой архитектуры, ее общественный характер, ведущая роль храмового строительства. Стоечно-балочная конструкция, типология зданий. Дорийский, ионийский, коринфский ордера. Дорические храмы VI-V вв.
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая