Проблема существования доисторических протоцивилизаций http://material62.ru/ купить цемент в мешках в рязани. Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Крито-микенская эпоха (18-12 вв.). Догреческий Крит, феномен города-дворца. Первый дворцовый период. Приход греков на Крит, второй дворцовый период. Архитектура и живопись Кносского дворца; палестинско-сирийские истоки архитектуры, египетское влияние в монументальной живописи. Особенности эгейского архитектурного ордера. Вазопись: стиль Камарес; керамика и декоративно-прикладное искусство XVI-XII вв.

Древнегреческая культура: периоды архаики, классический и эллинизм.

Политическая культура древних греков. Демократизм Солона и Перикла. Свобода как основа политического сознания древних греков. Переплетение мифологии, религии, мировоззрения в духовной культуре древних греков. «Искусство муз». Театр. Архитектура и скульптура греческой классики. Поэзия и великие поэты. Греческий роман. Философия и философы. Эпоха эллинизма: культурно-политическая жизнь Афин. Монументальность и трагичность в искусстве.

Древнегреческая культура является одной из непревзойденных вершин в развитии человеческой цивилизации. Греки внесли в политическую власть демократизм, в их мифологии космос спустился на землю, скульптура стала живой, архитектура наполнилась мягкими, округлыми линиями, возникли театр, роман, поэзия, философия.

В период XI-VIII вв. до н. э. новая цивилизация, которая получила название «гомеровской», складывалась очень медленно и незаметно.

Отчетливые признаки греческой культуры проявляются в VII—VI вв., а в V в. наступает ее расцвет, который назван периодом греческой классики. Последний период — III—I вв. до н. э. — эпоха эллинизма.

Период с VII по VI в. до н. э. получил в науке название греческой архаики (греч. archaikos — древний). В это время на Балканском полуострове возникают античные города-государства (полисы). В них строятся дороги, мосты, водопроводы, складывается общегреческий рынок, чеканится монета. На основе финикийской создается греческая письменность, развиваются медицина, астрономия, история, география, математика.

В отличие от Востока, в городах-государствах Греции (кроме Спарты) складывается республиканский строй правления. Не единоличный властелин — наместник Бога на земле, а коллектив свободных граждан начинает управлять жизнью полиса. Свободные греки пользовались избирательным правом, избирались на государственные должности, общественная пассивность строго осуждалась. Таким образом они создали идеал свободного, политически активного, гармонически развитого духом и телом человека.

Фламандский метод масляной живописи, разработанный впервые Я. Ван-Эйком, имеет характерные приемы, носящие на себе явный отпечаток приемов темперы, на смену которой он явился.

Острова — мосты между Азией и Европой,

Отцом греческой демократии был Солон (VI в. до н. э.). Он хотел, чтобы в Афинах законы государства предоставляли большую свободу отдельным личностям.

В государственное устройство он внес демократический принцип, призвал народ участвовать в народных собраниях, на которых утверждались законы, избирались судьи, обсуждались политические дела, представленные Советом Четырехсот. Каждый гражданин от 20 до 50 лет имел право голоса.

Будучи сам аристократического рода (потомок царя Кодра), отказавшись от роли тирана, он стал самым прогрессивным законодателем афинского государства. Солон начал с уничтожения законов, по которым за долги свободные граждане были обречены на рабство, отменил законы Драконта, за исключением относящихся к убийцам, создал новую конституцию, по которой четыре политических учреждения руководили управлением страны: архонты, Совет Четырехсот, Народное собрание и Ареопаг.

Если Солон начинал демократию в Греции, то эпоха, которая относится к жизни и деятельности Перикла, была завершением демократического развития Афин. В область управления, законодательства и судопроизводства он внес прогрессивные для народа моменты. «Перикл способствовал отмене закона, по которому для занятия государственных должностей требовался известный имущественный ценз».* После этого все должности в государстве сделались одинаково доступными всем гражданам без различия состояния. Афины обязаны Периклу организацией оплачиваемых судов присяжных, или гелией. Перикл посвятил все силы своего дарования и характера служению демократической партии. Его авторитет позволил ему сделаться единым руководителем афинского народа, как бы его первым министром. Реформы в годы его управления были ознаменованы рядом блестящих успехов. Истинное величие эпохи Перикла заключается не только в политических реформах, но и в зданиях, воздвигнутых в Афинах на Акрополе. Новый театр был выстроен для музыкальных и поэтических состязаний во время Панафинейских празднеств. Затем был воздвигнут великолепный храм Афины-Девы, знаменитый Парфенон, со множеством изумительных скульптурных и рельефных украшений. Был создан драгоценный портал Пропилеи, предназначавшийся для прохождения торжественных процессий в дни великих празднеств. Кроме постройки новых храмов, Перикл заботился о восстановлении старых. Это сожженный Ксерксом храм Афины Полиас — градохранительницы.

Образец древнегреческого письма — бустрофедон (одна строка пишется слева направо следующая—справа налево

и т. п.).

Афинская школа. Рисунок на вазе.

Гречанка.С рисунка на вазе.

Есть версия, утверждающая, что прогрессивного политика из Перикла сделала Аспасия. Но она была не только его вдохновительницей, но и дивной музой этого века. «Эта Гера Перикла-Олимпийца царствовала в демократических Афинах, управляя судьбами города, будучи в нем иностранкой».* Она вместе с высшими достоинствами женщины соединяла все качества мужчины. Она была поэтом, философом, оратором, государственным человеком. Ее ум, здравый смысл, остроумие, красноречие, умение слушать и вести споры невольно заставляли присутствующих с благоговением внимать речам необыкновенной красавицы. Биография Аспазии начинается с ее связи с Периклом и кончается его смертью. Эта удивительная женщина не имеет своей истории, но ее, благодаря сократистам, окружает легенда, создавшая из милетской гетеры идеальную личность, которая живет в воспоминаниях.

Историки считают, что чувство самосознания греков способствовало тому, что их немногочисленные в сравнении с персидской армией отряды одержали победу над могущественной персидской державой, перед которой не устояли ни Египет, ни Вавилон. Греческие воины, ощущая себя свободными гражданами, а не рабами, людьми, отстаивавшими свои идеалы, свою культуру, свою национальную самобытность, победили персов.

Женщины-критянки на изображениях обычно грациозны, их походка легка. Мужчины-критяне (их тела всегда окрашены в ярко-коричневый цвет) стройные, быстрые и подвижные. Они очень хрупки и имеют такие тонкие талии, что кажется, готовы переломиться.

Греческая мифология, составляющая основу искусства, отличается от месопотамской и египетской. Она знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Осваивая земную природу, греки считались с ней. Боги греческой мифологии подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они не вызывают не только страх, напротив, совершенные и прекрасные, они являются для греков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали.

В греческой мифологии легендарный сын Зевса Амфион укрощает зверей своим пением, а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены. Орфей своим искусством покоряет даже силы ада, заставляя отпустить к нему Эвридику.

Живопись Греции почти не сохранилась. До наших дней дошла только живопись, украшающая керамику. Греческие сосуды разнообразны по форме и функциям: амфоры, кратеры, гидрии, лекифы, пелики, килики. Первоначально вазопись была чернофигурной, затем она сменилась более совершенной краснофигурной. Основой рисунка служил силуэт. Кроме мотивов растительного и животного мира, в греческой керамике появляется много сцен сражений, пиров, охоты, мифологических сюжетов.

Философ-софист Протагор считал человека мерой всех вещей, центром общественной жизни и венцом природы. Оказалось, что изворотливая мысль часто сильнее оружия, особенно если владеешь искусством спора — эристикой. Эристике учили за большие деньги софисты.

Этруски и становление древнеримской культуры Этруски: религия, архитектура и скульптура. Римская религия, ее особенности. Мировоззрение римлян, своеобразие римской философии. Искусство. Политические и правовые системы Рима, уникальность республиканского управления в Риме. Период империи. Искусство Рима: скульптурный портрет, монументальная архитектура, театр, массовые зрелища и праздники. Музыка, поэзия, роман.

Со временем римская религия вобрала в себя и отрицательные моменты других верований. С востока распространился культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Пунической войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу.

Исполнительная власть в Риме осуществляется магистратами. Сами магистраты должны были тратить собственные средства (еще до избрания) на угощения, подарки согражданам. Выполнение некоторых обязанностей магистрата также требовало расходов. Поэтому ими могли стать лишь богатые люди, хотя формально каждый римский гражданин мог претендовать на ту или иную должность.

Часто сооружались в Римской империи термы (общественные бани). На самом деле это были места, служившие центром отдыха и развлечения. Самыми большими были термы Каракаллы, занимавшие площадь в 11 га.

ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Языческая Русь не знала храмов, она поклонялась своим богам на специальных полянах, возвышенностях или в утаенных в лесу местах. На смену полянам приходит другое место поклонения, которое было присуще ранним христианам — пещера. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI века Печеры или пещеры, — это место, где первоначально селились христианские подвижники, вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Другое новшество, принесенное христианством, — иконы (от греч. eikon — изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалось священное значение. Иконы заменили деревянных истуканов, символизировавших языческих богов.

Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя типами построек — наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами.

Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерский монастырь, Ильинский подземный монастырь в Чернигове — уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные монастыри и комплексы распространены во многих культурах мира.

На Русь они пришли вместе с другим явлением, заимствованным у византийских христиан. Его именуют исихией (от греч. hesychia —покой, безмолвие, отрешенность) или молчальничеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединенным местом для проведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческого духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредоточенности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии, пещерное затворничество не превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных поклонников.

Строгая классика (первая половина V в.) Борьба греков за независимость в войнах с персами. Героизм и суровость эпохи как причина изменения духа искусства - строгость и суровость его образов. Развитие бронзовой пластики от дельфийского возничего и Зевса с мыса Артемисий к Аполлону из Пьомбино. Развитие мраморной скульптуры. Общественная значимость статуарной скульптуры: переработка Критием и Несиотом Антеноровой статуй тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Фронтонные компзиции и метопы храма Зевса в Олимпии как наивысшее достижение и завершение периода строгой классики.
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая