Проблема существования доисторических протоцивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Крито-микенская эпоха (18-12 вв.). Догреческий Крит, феномен города-дворца. Первый дворцовый период. Приход греков на Крит, второй дворцовый период. Архитектура и живопись Кносского дворца; палестинско-сирийские истоки архитектуры, египетское влияние в монументальной живописи. Особенности эгейского архитектурного ордера. Вазопись: стиль Камарес; керамика и декоративно-прикладное искусство XVI-XII вв.

Женщины-критянки на изображениях обычно грациозны, их походка легка. Мужчины-критяне (их тела всегда окрашены в ярко-коричневый цвет) стройные, быстрые и подвижные. Они очень хрупки и имеют такие тонкие талии, что кажется, готовы переломиться.

Строение фигур напоминает египетские: плечи, грудь, глаза даются в фас, лицо и ноги — в профиль. Однако критские художники предпочитают плавную линию, красивый удлиненный силуэт с тонкой талией

,Дары критян египетскому фараону Тутмосу III. Роспись гробницы в Фивах. Новое царство.

свободно вьющийся узор, красивое сочетание чистых сине-зеленых и желто-красных цветов. Росписи поражают безмятежностью, радостью, свежестью восприятия окружающего мира и жизни.

В крито-микенской культуре было развито ювелирное искусство. Известны миносские ожерелья из золота, полудрагоценных камней и стеклянной пасты.

Критяне были наделены страстной, трепетной, всепоглощающей любовью к живому миру: каждая травинка, цветок, мотылек или птичка казались им исполненными особого смысла. Это были не просто живые существа, но божества, священные создания. Позднее в греческих мифах о безвременно погибших красавцах Гиацинте и Нарциссе отразилась вера критян в божества-цветы, которые срывали лишь раз в году на особых ритуальных праздниках. Все боги-цветы считались земным отражением небесных богов-светил — солнца, луны или звезд.

К середине II тыс. до н. э. в искусстве Крита произошли большие перемены. Произведения критских мастеров утратили непосредственность, в них все больше ощущались сухость, жесткость, стилизация. Старые сюжеты оказались подчинены логике и рационализму.

Что привело к столь заметным изменениям в искусстве — точно не выяснено. Возможно, что на Крите в это время уже появились микенцы, пришедшие на территорию Греции около 2000 г. до н. э. Современные исследователи критской культуры считают причиной ее гибели не землетрясение и не нашествие врагов, а обострение внутренних междоусобиц. Тем не менее она не утеряла своего значения и в эпоху возвышения Микен: художественная традиция, вся образная система микенского искусства находились под воздействием Крита.

Критская цивилизация погибла в XV в. до н. э. Нашествие племен ахейцев, страшное землетрясение или извержение вулкана? Мнения ученых расходятся. Критской культуры не стало, но еще около 300 лет существовала близкая ей микенская культура на греческом материке.

Микенская культура (1600-1100 гг. до н. э.) получила свое название по имени города на полуострове Пелопоннес.

Ахейцы — племена индоевропейского происхождения — пришли на территорию Греции около 2000 г. до н. э. и стали предками греков. Они же внесли в искусство примитивизм и сухость. Микенцы перестроили Тронный зал и другие помещения Кносского дворца. По образцу критского письма микенцы создали собственную письменность — для записи текстов на греческом языке. Памятники раннегреческого письма найдены в архивах дворцов. Большая часть записей касается ведения хозяйства.

Немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман прибыл сюда в 1874 г. и стал первооткрывателем микенской культуры.

В искусстве Микен также не чувствуется религиозного влияния, но, в отличие от

Крепость в Микенах. План.

критского, оно более суровое и простое. Жители городов Микен и Тиринфа строили свои города-крепости на высоких холмах, укрепляя их стенами. Отсюда и появилось название «акрополь» — верхний город. Стены Микен длиной в 900 м имеют толщину от 6 до 10 м, а Тиринфа — 17,5 м, сложены из каменных глыб весом в 5—6 т. Планировка микенских дворцов-акрополей существенно отличается от принятой на Крите. Дело не только в крепостной стене и воинственном духе сооружений. Их ясное и четкое построение имело очень мало общего со сложными и запутанными критскими дворцами. Основу микенского дворца составляло длинное прямоугольное здание.

Микены. Укрепления и погребения.

Кладку крепостных стен не случайно назвали циклопической, она под стать гигантам-циклопам. Ворота в крепость Микен называли Львиными, так как над их пролетом располагалась плита с рельефным изображением львиц — стражей ворот. В центре города на холме располагался дворец, более простой в плане, чем дворцы на Крите. Центром дворца является мегарон — большой прямоугольный зал с очагом посередине. Вокруг мегарона группируются жилые и подсобные помещения, мегарон соединялся с ними. Мегарон послужил прообразом для греческих храмов. Росписи, сохранившиеся в Тиринфском дворце, изображают сцены охоты и битв, но характер их более схематичен и сух, композиции статичны.

Суровость, малолюдность Микен очевидны при сопоставлении с шумным, праздничным Кноссом. Однако микенские архитекторы переняли у критян троны и дворцовые скамьи, а также манеру украшать росписями стены и длинные проходы с колоннами. Критские мастера, покидая свои опустевшие города, переходили на службу к микенским правителям. Поэтому микенское искусство представляет собой в какой-то мере продолжение критского — столь тесно они переплетены друг с другом.

Циклопическая кладка стены в Микенах.

Львиные ворота- вход на акрополь в Микенах.

В царской гробнице Атрея, обнаруженной Г. Шлиманом в Микенах, сохранилось большое количество изделий из золота: золотые маски, украшения, оружие, утварь. На сосудах и золотом оружии часто способом чеканки изображались динамичные сцены охоты.

Лучше всего проникнуться духом микенского искусства позволяют изображения женщин. При сопоставлении их с кносской «Парижанкой» обнаруживается разительное отличие. Внешнего сходства, на первый взгляд, достаточно: это и нарядные платья с короткими рукавами, и пышная грудь, и тонкие талии. Но смысл образов совсем иной. Трепетность и очарование, свойственные облику «Парижанки», не находят места в микенском искусстве — неподвижные фигуры микенских женщин подобны колоннам. Их лица серьезны, без улыбки.

Вход в Микенскую гробницу.

С течением времени микенское искусство вышло из-под влияния Крита и, вырабатывая собственные приемы, достигло высокого уровня.

Микенское изобразительное искусство отказывается от схемы построения мира, созданной критянами. Ему чуждо все, что грозит неопределенностью, нестабильностью положения. Исчезают многоцветность, воздушность, разнообразие природы; искусство лишено всего случайного, как бы увиденного в «мгновение ока»: птицы, сложившей крылья, обезьяны, пробегающей по грядкам крокусов, тихо крадущейся кошки. Главное место занимают такие сюжеты, как охота, взятие городов и т. д. В подобных изображениях — плоских и декоративных — пространство почти не ощущается. Но в этой сравнительной бедности микенского художественного языка заложены композиционная сила, порядок, логика.

Расписные вазы — один из главных видов художественного творчества Микен. Рисунок — строгий, цветы изображены схематично, их формы не переданы. Единственное, что осталось от древней критской манеры, — это несколько расплывчатая, свободная форма ваз и смело написанные орнаменты.

В микенском искусстве все чаще начинала звучать тема войны, трагедии, смерти. Как свидетельствуют изображения,

Золотая погребальная маска. Микены

.

Золотая бляха. Микены.

мужчины микенской эпохи — это прежде всего охотники и воины. Они побеждают львов, приступом берут города, сражаются и умирают.

К XII в. до н. э. Микенская цивилизация была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами. XI-IX вв. до н. э. получили название Гомеровского периода. Характерным явлением этого времени стал необычайно интересный и своеобразный геометрический стиль в искусстве, а также записанный позднее устный героический эпос о Троянской войне. Именно в Гомеровский период было заложено основание материальной культуры Греции.

Троя. Раскопки Шлимана.

Корабль. Всадник Колесницы. Роспись глиняного сосуда.

Модернизм (от фр. moderne — новый, новейший, современный) — совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX в., характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. К этому понятию близок авангардизм (от фр. avant-garde — передовой отряд), объединяющий наиболее радикальные разновидности модернизма, хотя оба понятия часто воспринимаются как синонимы. В марксистской эстетике модернизм в противовес пресловутому «социалистическому реализму» обычно трактовался как показатель «кризиса» западной, «буржуазной» культуры, а все его проявления объявлялись результатом ее «разложения». Однако подобная, свойственная всем марксистским построениям классовая точка зрения не выдерживает никакой критики. Ведь модернистские и авангардистские тенденции — отличительная черта всего современного искусства независимо от социальных слоев, стран и народов. К тому же нельзя отрицать, что многие чисто технические новшества, предложенные разными течениями модернизма в литературе и искусстве, не только не ослабили их воздействия на массы людей, но и в значительной мере усилили его. Ведь сейчас повседневный спрос на художественную классику значительно уступает спросу на модернизированную массовую культуру.

Какие же внешние факторы лежат в основе эстетики модернизма и в чем заключаются его наиболее общие черты? Несомненно, отбрасывая классовую трактовку модернизма как «буржуазного вырождения» искусства, быть может, следовало бы обратиться теории Маргарет Мид о наступлении «префигуративной» эпохи в истории человечества, т.е. эпохи его общего демографического омоложения, когда ослабевает уважение к традициям и, наоборот, увеличивается молодежная устремленность в будущее? Такое объяснение, конечно, заслуживает внимания, однако, как нам кажется, не исчерпывает всей глубины проблемы.

По этому поводу Н.А. Бердяев писал: «Бесконечно ускорился темп жизни, и вихрь, поднятый этим ускоренным движением, захватил и закрутил человека и человеческое творчество... В мир победоносно вошла машина и нарушила вековечный лад органической жизни. С этого революционного события все изменилось в человеческой жизни, все надломилось в ней»2. Так было уже в начале века. Однако с тех пор на пути растущего отрыва от естественных, природных основ бытия человечество ушло далеко вперед. Огромных успехов в области отвлеченного знания достигли науки; головокружительные темпы приобрел научно-технический прогресс; произошло заметное ослабление религиозного сознания людей, об опасности чего для искусства предупреждал еще Л.Н. Толстой; человечество пережило две жесточайшие мировые войны и множество кровавых диктатур; и наконец, над ним нависла реальная угроза атомного или экологического апокалипсиса.

Строгая классика (первая половина V в.) Борьба греков за независимость в войнах с персами. Героизм и суровость эпохи как причина изменения духа искусства - строгость и суровость его образов. Развитие бронзовой пластики от дельфийского возничего и Зевса с мыса Артемисий к Аполлону из Пьомбино. Развитие мраморной скульптуры. Общественная значимость статуарной скульптуры: переработка Критием и Несиотом Антеноровой статуй тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Фронтонные компзиции и метопы храма Зевса в Олимпии как наивысшее достижение и завершение периода строгой классики.
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая