Проблема существования доисторических протоцивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Крито-микенская эпоха (18-12 вв.). Догреческий Крит, феномен города-дворца. Первый дворцовый период. Приход греков на Крит, второй дворцовый период. Архитектура и живопись Кносского дворца; палестинско-сирийские истоки архитектуры, египетское влияние в монументальной живописи. Особенности эгейского архитектурного ордера. Вазопись: стиль Камарес; керамика и декоративно-прикладное искусство XVI-XII вв.

Культура Античного мира.

 

1. Культура Эгейского мира: Крит и Микены

Открытие Г. Шлиманом и А. Эвансом ранней античной культуры. Светский характер искусства Крита. Кносский дворец. Живопись, ее характерные черты: мно-гоцветность, воздушность, динамичность, радостность. Своеобразие мировоззрения критян. Культура Микен: письменность, религия, искусство. Особенности искусства Микен: строгость, схематичность, порядок.

Подготовка стен для живописи, по Витрувию, выполнялась вкратце таким образом. Из хорошей и притом долго выдержанной гашеной извести и овражного или речного песка в пропорции: 1 часть извести на 2 или 3 части песка с прибавкой 1/3 части хорошо истолченных и просеянных битых черепиц составлялся раствор, который наносился на кирпичную или каменную кладку. Первый слой штукатурки составлялся с крупным песком, сверх же него следовали второй и третий с песком более мелким, причем для укрепления штукатурки в тесто растворов примешивались иногда рубленая солома и пенька. Поверх этих трех слоев штукатурки наносились еще 3 слоя из толченого мрамора и извести; всего, таким образом, наносилось 6 слоев.

Античной (лат. антикус — древний) культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру, ставшую колыбелью европейской цивилизации. Она не возникла внезапно. Это доказали раскопки, проведенные на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова двумя выдающимися археологами XIX и XX вв. — Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом. Они открыли раннюю античную культуру, центром которой в III-II тыс. до н. э. был остров Крит, а чуть позже греческий город Микены. Этот период античной культуры получил название крито-микенский, время его существования — почти тысяча лет. Критская культура (2000—1400 гг. до н. э.) была открыта на рубеже XIX-XX вв. Ученые давно предполагали, что легенда о лабиринте критского царя Миноса имеет историческую основу.

Остров Крит упоминается в древних египетских текстах, сюжеты многих греческих мифов связаны с этим островом. Критские письмена еще не расшифрованы. Ничего не известно об этнической принадлежности древнего населения Крита, о его государственном устройстве и религиозных верованиях. Сохранились только памятники материальной культуры и искусства.

Критское иероглифическое письмо и линейное письмо А и Б.

В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Оно поражает непосредственно-радостным восприятием жизни, что стало характерной чертой искусства всего античного мира.

На острове не было обнаружено храмовых построек, только остатки обширных дворцов. В 1899 г. английский археолог Артур Эванс (1851-1941) приступил к раскопкам в городе Кноссе. В результате раскопок был открыт громадный дворец. С востока сооружение было ограничено глубоким оврагом, с юга — рекой, с севера — морем. Он имеет сложную планировку: помещения располагаются вокруг внутреннего двора, иногда на разных уровнях, и соединяются между собой запутанными ходами, лестницами и коридорами, некоторые уходят под землю. Кносский дворец действительно напоминает лабиринт древнегреческого мифа, в котором обитал полубык-получеловек Минотавр. Эванс решил, что

Кносский дворец. План.

Лабрис в орнаменте на потолке древнекритского сооружения.

Кносский дворец и был мифическим лабиринтом, выстроенным из камня и дерева (в основном кедра).

О том, что это был культовый комплекс, свидетельствовали найденные изображения лабриса — двойной ритуальной секиры, служившей своего рода эмблемой критян. Лабрис, как правило, соседствовал с букранием (греч. — череп быка) — символической формой в виде бычьих черепов или же со стилизованными рогами. Названные Эвансом «священными», рога, скорее всего, символизировали царя, супруга царицы, почитавшейся на праздниках как Великая богиня. Через каменные «священные рсга», стоявшие в западной части дворца, открывался вид на гору Юкту.

Колонны дворца, несущие перекрытия, выглядели необычно. Они утолщались не к основанию, а кверху, так что лежащее в основе образа колонны дерево представало как бы «растущим корнями вверх».

Во всех критских дворцах размеры внутренних дворов почти всегда одинаковы: 28 х 52 м. Это указывает на жесткую подчиненность двора некоей ритуальной системе.

При раскопках северо-западного угла здания Эванс наткнулся на дорожку, мощенную камнем. Продвигаясь по ней, он обнаружил Малый дворец; его центральный зал на втором этаже соединялся особым переходом с кухней.

Живопись была главным украшением Кносского дворца. В сохранившихся настенных росписях раскрывается жизнь древних его обитателей, их праздники, состязания с быками. Дворец украшали многочисленные вазы со священными символами, фрески и большие раскрашенные рельефы. На одном из восстановленных изображений представлена сцена таврокатапсии — ритуального боя с быком. Тема укрощения быка как тема победы над смертью была очень популярна

Слоговые знаки древнекритского линейного письма.

Греческая монета с изображением лабиринта.

Изображение лабиринта на каменной табличке.

в крито-микенском искусстве. Об этом свидетельствуют найденные фигурки быков — с человечками возле рогов или же с наброшенной на них сетью, т. е. прирученных. Очень часто встречается изображение женщин, которых исследователи прозвали «парижанками», «дамами в голубом», «придворными дамами», хотя может быть, что это жрицы, заклинательницы змей, или богини. У них осиные талии, пышные открытые платья, затейливые прически, тонкие носы с горбинкой и маленькие рты.

Ритуал на Крите часто включал в себя сцены эпифании (внезапного явления богини). Божество, воплощаемое жрицей, представало перед глазами участников ритуала. Тронный зал Кносского дворца в западной части предназначался для этого действа. С залом соединялись служебные помещения, в одном из которых жрица переодевалась в богиню. Затем она представала перед избранными участниками ритуала, появляясь внезапно из глубокой тьмы, освещенная факелами. Богиня восседала в течение краткого мига на каменном троне с геральдическими росписями: пальмами и грифонами (мифическими существами с туловищем льва, крыльями и головой орла). Изображение эпифании в критском искусстве было весьма распространено.

Религия Китая была своеобразной: люди верили во множество духов. Человеку нужны были надежные защитники, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных, ужасающих образов.

Лао-цзы, основатель даосизма, покидает пределы Китая. Гравюра эпохи Мин. Лао-цзы выдвинул теорию недеяния, которая отражала в себе идею деятельности без разрушительного действия, деятельности в резонансе с природной жизнедеятельностью: «делать, не делая», «действовать, бездействуя». В позитивном смысле это выражение означает «жить так, как живет природа».

Художественная культура Инь представлена изделиями из бронзы, нефрита, кости, керамики, которые дают возможность проследить дальнейший путь развития древнекитайского искусства. В целом иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности, ее духовных устоев и связанных с нею художественных традиций в музыкальной культуре и архитектуре.

Особенную роль в учении Конфуция играет культ Неба. Отношения между правителем и народом уподобляются отношениям «между всадником и лошадью». «Всадник» — это император, наделенный великой мудростью, а «лошадь» — народ, не способный к самостоятельным поступкам.

Китайская идеологическая доктрина объявляла идеалом государственной политики поддержание благосостояния человека. Она была направлена также на обогащение государства и преследовала цель не допустить чрезмерного обогащения частных лиц. Это обусловливалось стремлением иметь послушных и притом доверяющих власти подданных. В известном древнем трактате «Гуань-цзы» говорится о том, что народ не должен быть слишком богат или слишком беден, так как слишком богатых нельзя заставить служить, а слишком бедные не имеют стыда.

В VII-XII вв. сложилась полноценная городская культура, способствовавшая появлению новых художественных традиций: театрального искусства в форме уличных представлений, популярных поэтических и прозаических жанров. Городская культура, появление самостоятельных сословий купцов и ремесленников повлекли за собой тенденцию к демократизации местной художественной культуры через вовлечение в творческую активность более широких слоев населения страны. Популяризации нормативной образованности объективно способствовала система государственных экзаменов на чиновничий чин.

СТИЛИ

Хотя хронологические рамки отдельных столетий совсем необязательно совпадают с радикальными сдвигами в истории культуры, случилось так, что именно между XIX и XX веками, по крайней мере в Европе и Америке, обозначился определенный перелом в мироощущении людей и их отношении к действительности. Бурно развивались наука и техника, материальное производство, общественная жизнь, происходило ослабление религиозного сознания, менялись и другие стороны человеческого бытия, что, как в зеркале, конкретно и зримо отражалось в искусстве. Словно предвещая новый этап его развития, уже к концу прошлого века, в качестве реакции на критический реализм и натурализм предшествующей эпохи, творческая интеллигенция Европы переболела недолгой, но острой болезнью так называемого декадентства (от фр. decadence — упадок). Впервые появившись во Франции, декадентские настроения безнадежности, неприятия жизни, крайнего индивидуализма затронули значительную часть художников многих направлений и видов искусств, но прежде всего — поэтов. В разных странах подобное состояние духа проявлялось в разное время. В России, например, оно с особой выразительностью дало о себе знать на рубеже двух веков, в канун первой мировой войны и февральской революции 1917 года. К тому времени европейское искусство в целом уже стало приобретать новые, не свойственные ему ранее черты, которые одним из первых попытался осмыслить и проанализировать Н.А. Бердяев. Он, в частности, писал: «Много кризисов искусство пережило за свою историю... Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам»1.

Как мы видим, это высказывание нашего выдающегося мыслителя и культуролога проводит резкую грань между «старым» (до конца прошлого столетия) искусством и его новыми, ранее неизвестными формами, которые одним (в частности, Л.Н. Толстому, Вл. Соловьеву, Ж. Маритену и многим другим) казались шагом назад в эстетическом развитии человечества, в то время как другим (например, Ортеге-и-Гассету) — прогрессом и шагом вперед. Так или иначе, в настоящее время в мировом искусствоведении считается общепризнанным, что, во-первых, «новое» искусство связано прежде всего с нашим XX в., а во-вторых, все его проявления можно объединить широким термином — модернизм.

Строгая классика (первая половина V в.) Борьба греков за независимость в войнах с персами. Героизм и суровость эпохи как причина изменения духа искусства - строгость и суровость его образов. Развитие бронзовой пластики от дельфийского возничего и Зевса с мыса Артемисий к Аполлону из Пьомбино. Развитие мраморной скульптуры. Общественная значимость статуарной скульптуры: переработка Критием и Несиотом Антеноровой статуй тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Фронтонные компзиции и метопы храма Зевса в Олимпии как наивысшее достижение и завершение периода строгой классики.
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая