Проблема существования доисторических протоцивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Искусство стран Востока в I тыс. до н.э. Архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство позднего Египта. Дворцовые ансамбли, скульптура и мелкая пластика Новоассирийского царства в X-IХ вв.: планировка и храмы города Ашшура, архитектура и скульптура дворца в Нимруде; резная кость из Нимруда. Новоассирийское царство в VIII-VII вв.: планировка г. Дур-Шаррукина, дворец Саргона II; дворцы и рельефы Ниневии. Планировка Вавилона, архитектура и скульптура Нововавилонского царства в VII-VI вв.

Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая

Общие сведения. Проблема периодизации Древнего Китая. Первое государство Иньской эпохи. Мировоззрение древних китайцев. «Книга перемен». Эпохи Чжоу и Чжанью. Роль даосизма и конфуцианства в формировании духовно-нравственных традиций Китая. Своеобразие классической культуры Китая. Институт общественного мнения. Роль буддийской традиции в китайской культуре. Периодизация истории Китая и современность.

Китай— огромная и самая населенная страна в мире, в которой живет множество разных народностей**, но девять десятых населения составляют китайцы. Сегодняшние китайцы называют свою страну Чжунго («Срединное государство»), а в давние времена именовали Поднебесной. История Китая насчитывает несколько тысячелетий. Мудрый и талантливый китайский народ изобрел много очень полезных вещей: Китай дал миру звонкий фарфор и бумагу, переливчатый шелк и компас, печатный станок и порох, праздничные фейерверки и чай. Китайцы создали свое особенное письмо, где каждый специальный знак-иероглиф обозначает не просто букву, а слог или целое слово.

 

  «До того как возник наш мир, везде царил хаос по имени Хуньдунь. Однажды пришли к нему владыка Севера Ху и владыка Юга Шу, которых иначе называют Инь и Ян. И чтобы улучшить жизнь Хуньдуня, они просверлили в его теле те семь отверстий, какие есть в голове всякого человека, — глаза, уши, ноздри и рот. Но продырявленный Хуньдунь от этого вдруг умер.

Символ, выражающий взаимосвязь» небо- человек-земля».

Ту- древнекитайское обозначение стихии земли, центра.

Однако в хаосе, как цыпленок в курином яйце, спал первопредок людей Паньгу. Он рос, и ему стало тесно в яйце. Тогда Паньгу пробил скорлупу и оказался между Ян, превратившимся в небо, и Инь, ставшим землей. Еще восемнадцать тысяч лет продолжал расти Паньгу, и своей головой все выше и выше поднимал он небо, отделяя его от земли, а потом разрубил перемычку между ними, чтобы земля и небо не могли соединиться вновь» .* Так образовался, согласно китайскому мифу, мир.

Периодизация истории самого Китая для современного китаеведения остается спорным и актуальным вопросом. Формационный подход к анализу смены стадий в истории китайской культуры не совсем правомерен, поскольку обнаруживается несовпадение китайских исторических эпох* с европейскими формационными периодами.

«Если за определяющие преодизационные критерии принять тип государственности, характер социально-экономических отношений и уровень развития культурных форм, то историю Китая можно представить в следующих фазах: Архаический Китай (с раннего палеолита и до возникновения государственности); Древний Китай, объединяющий период ранних государств (эпохи Шан-Инь, XVI-XI вв. до н. э., и Чжоу, XI-III вв. до н. э.) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань, III в. до н. э. — III в. н. э.); Традиционный Китай (III в. — 1912 г.) — традиционный в том смысле, что все традиции, образующие основы социально-политического устройства, и духовные устои китайского имперского общества, обозначились в полную силу; Современный Китай (с 1912 г.), за начало которого принимается дата отречения от власти последнего китайского императора и установления в Китае республиканской формы правления».

Надпись на бронзовом сосуде. IX в. до н. э.

Эмблема взаимодействия Инь и Ян.

Сцена сражения. Рисунок на бронзовом сосуде.

V в. до н. э.

Крестьяне древнего Китая. Со старинных гравюр.

Неолитическая расписная керамика. Провинция Хэнань. II тыс. до н. з.

Архаический Китай представляет собой самую древнюю культуру китайского народа. Древнейшей антропологической находкой на территории Китая на сегодняшний день является обнаружение нескольких костных фрагментов (10 зубов) дриопитека, найденных в 1956-1957 гг. Возраст дриопитека определяется в 15 млн. лет. Китай относится к числу регионов земного шара, где происходило зарождение и становление человечества.

В более отчетливом и целостном виде, чем палеолит, предстает неолитическая эпоха (VI тыс. до н. э.). Эта эпоха, открытая в 1921 г., на сегодняшний день представлена более чем 20 культурами, находившимися во всех важнейших регионах Китая: в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, в северо-западных (окрестности Пекина) и восточных районах. Самыми массовыми находками этих культур являются изделия из керамики и в первую очередь художественно оформленная посуда. В целом не вызывает сомнений, что именно в неолитическую эпоху зарождаются керамика, шелковое и лаковое производство, ювелирное дело, живопись, пластика, а также исходные для китайской цивилизации культы, космологические представления.

К периоду Древнего Китая относится первое государство, наличие которого доказано археологическими материалами. Оно существовало во времена правления династии Шан-Инь (XVI-XI вв. до н. э.). Иньская эпоха ознаменовалась рядом историко-культурных процессов, предопределивших дальнейший ход развития китайской цивилизации. Это изобретение и утверждение бронзолитейного производства, формирование основ государственности, включая сложение института царской власти, утверждение особенного для Китая мировоззрения.

Еще одно важнейшее цивилизационное достижение иньской эпохи — изобретение письменности, возникшей в русле официальной обрядовой деятельности (так называемые «надписи на гадательных костях»).

Основные памятники культуры и религиозно-философские традиции древней Индии Периодизация истории Древней Индии. Индская цивилизация, ее культура. Виды и источник мировоззрения индийцев. Основы брахманизма и индуизма. Буддизм и его влияние на формирование духовной культуры индийского народа. Религия и право, «Законы Ману» и « Артхашастра». Йога, ее сущность и разновидности. Наука и искусство. Связь искусства с религией.

Всю историю культуры Древней Индии отличает неясность хронологии ведических источников, большая часть которых передавалась длительное время из поколения в поколение в устной форме. Веды представляют собой собрания религиозных и ритуальных текстов (самхиты) различного содержания и назначения. Они раскрывают мировоззрение индийцев, отношение к жизни, взгляды на сущность человека. В ведический период складываются принципы, определившие развитие духовной культуры Древней Индии.

Индийская философия объясняла рождения человека в различных социальных слоях, с разными способностями и разной внешностью при помощи учения о переселении душ (теория инкарнации). Согласно этому учению, есть всеобщий дух, работающий во всем мире, он сгущает космическую материю, проявляется в ней с различной силой и с увеличивающейся энергией, которая затем проявляется как духовная.

Буддизм возник на территории Индии в середине I тыс. до н. э. и является по времени возникновения первой мировой религией. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы. Отец оберегал его от страданий, мальчик не знал горя, не видел болезней и смертей. Но однажды в течение одного дня Гаутама совершенно случайно встретился с нищим, прокаженным и увидел труп.

Тантры — общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Различают индуистские и буддийские тантры. Термин «тантра» — «тайный текст» (тан + тра). Тантрические тексты отражают лишь конкретный итог многовекового анализа такого феномена, как система чакр. Йога не является теоретической дисциплиной, она состоит из опытных практических знаний. Это система моделей определенных практических приемов. Методики подъема Кундалини тезисно изложены в тантрических текстах.

Колизей. Арка и свод, с которыми мы встретились в Палестрине и которые служат существенным и неотъемлемым элементом римской монументальной архитектуры, свидетельствуют не только о высокой технике строительства в Древнем Риме, но также о свойственном римлянам чувстве упорядоченности и постоянства, вдохновлявшем их на создание подобных сооружений. Эти качества вновь впечатляют нас в Колизее, огромном амфитеатре, построенном в центре Рима для боев гладиаторов (илл. 85). Его сооружение было завершено в 80 г. н. э. Это одно из самых массивных когда-либо созданных руками человека отдельно стоящих зданий; до того как Колизей был частично разрушен, он вмещал свыше 50 тысяч зрителей. Это настоящий шедевр инженерной мысли. Его бетонная плоть прорезана многокилометровыми сводчатыми коридорами и лестницами, облегчающими проход огромного количества людей к арене и от нее. Его внешний декор — благородный и монументальный — повторяет скрытые под ним особенности конструкции, но как бы «одевает» их резным камнем и акцентирует находящиеся в замечательном равновесии вертикальные и горизонтальные элементы, представленные полуколоннами и антаблементами, содержащими бесконечные ряды арок. Колонны всех трех классических ордеров размещены одни над другими в соответствии с присущим им «весом». Колонны дорического, самого древнего и строгого ордера, размещены на нервом этаже, затем следуют колонны ионического и коринфского ордеров. Возрастание легкости пропорций едва уловимо; все эти ордера в их римской интерпретации смотрятся почти одинаково. Ценность колонн как несущих элементов конструкции стала призрачной, однако эстетическая функция сохранена, ибо благодаря им огромная протяженность фасада соотносится с возможностями человеческого восприятия.

Арки,  своды и бетон впервые в истории архитектуры позволили римлянам создать обширные внутренние пространства. Вначале они применялись главным образом в термах — огромных банях, которые ко временам империи стали важными центрами общественной жизни. Опыт, накопленный при их строительстве, был использован при сооружении других,  более традиционных для римской архитектуры зданий, и это подчас приводило к поистине революционным результатам.

Пантеон. Наиболее удивительным примером такого рода может служить знаменитый Пантеон в Риме, огромный круглый храм, построенный в начале П в. н. э. Из всех уцелевших до настоящего времени зданий это обладает лучше всего сохранившимся, а также наиболее впечатляющим интерьером (илл. 86). Круглые храмы существовали задолго до Пантеона, но столь сильно отличались от него по форме, что он не может быть поставлен в один ряд с ними. Снаружи здание выглядит как лишенный украшений барабан цилиндрической формы, над которым возвышается купол, покрытый неброской резьбой. Вход в храм выделен довольно глубоким портиком, обычным для римских храмов. Соединение этих двух элементов кажется несколько нарочитым, но следует помнить, что в настоящее время мы не можем видеть здание так,

как предполагалось изначально: теперь уровень прилегающих улиц значительно выше, чем в древности.

Искусство доахеменидского Ирана. Архитектура ахеменидского периода: планировка Персеполя, архитектура и скульптура дворца. Дворец в Сузах, его рельефы. Декоративно-прикладное искусство. Искусство парфянского периода. Эллинистическое искусство Греко-бактрийского и Кушанского царств, буддийское искусство Средней Азии. Эллинизирующая пластика маурийской и кушанской Индии (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), архитектура ступа и пещерных храмов. Буддийское искусство IV-V вв. н.э.
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая