Проблема существования доисторических протоцивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Искусство ранних земледельческих центров Ближнего Востока, Малой Азии, Подунавья, Ирана, Средней Азии, Индостана, Китая. Возникновение производящего хозяйства, "Великий плодородный полумесяц". Архитектура и планировка ранних городских центров Ближнего Востока, расписная керамика, рельефы, мелкая пластика: Иерихон, Чатал-Уюк, Хаджилар, Телль-Халаф, Телль-ас-Саван, Самарра. Искусство неолитических центров Балкан и Эгеиды: керамика и мелкая пластика Караново, Чернаводы, Киклад

Культура Мезоамерики. Инкская цивилизация

Историко-географическая справка. Цивилизация ольмеков: искусство и религия; мифология и тайна каменных голов. Культура майя: религия, иероглифическая письменность, книги майя, наука и мифология, мировоззрение и представления о мироздании, система духовно-политического управления; религиозно-церемониальный характер игры в мяч, загадка гибели цивилизации майя. Тольтеки: торговля и воинское искусство — характерные признаки тольтекской цивилизации. Ацтекская цивилизация: военное искусство, Теночтитлан как культурный центр ацтеков. Инкская цивилизация: религия и мифология инков, дворцы и храмы — главное сокровище культуры инков, военная политика и управление в инкской империи, узелковое письмо и наука инков.

Географический регион на Американском континенте, в пределах которого в доколумбовы времена процветала глубоко своеобразная цивилизация, обозначают термином «Мезоамерика» (буквально: срединная Америка). В этом регионе зародились, достигли расцвета и пришли в упадок такие культуры, как ольмекская, тольтекская, ацтекская и классическая культура майя.

Первое определение Мезоамерики как культурного региона принадлежит антропологу Паулю Киргоффу (1943). Раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки. Их территория включает в себя значительную часть Мексики, всю Гватемалу и весь Белиз. Первая в Мезоамерике цивилизация была создана ольмеками около 1200 г. до н. э. Точнее, «радиоуглеродный анализ показал, что „городище" Сан-Лоренсо зародилось около 1300 г. до н. э., а своего расцвета достигло после 1200 г. до н. э., когда там появились ольмеки».*

* Кинжалов Р. Конец священного круга. Л., 1988. С. 219.

Мезоамерика.

На равнинах, тяготеющих к побережью Мексиканского залива, этот древний народ построил ритуальные центры с монументальной архитектурой и скульптурой. Храмы в этих центрах ольмеки строили в виде ступенчатых пирамид, но есть и конусообразные храмы как примеры подражания горам вулканического происхождения.

Отвоевывая у джунглей каждую пядь земли, борясь с дикой растительностью, ольмеки научились мелиорации. Помимо выращивания сельскохозяйственных культур, земледельцы выполняли также сезонные работы: помогали строить религиозный центр и транспортировали камень, шедший на сооружение памятников. Правители-жрецы, надзиравшие за этими работами, жили в центрах вместе семьями, слугами и небольшим числом ремесленников.

Ольмеки были великолепными мастерами, умевшими изготавливать самые разнообразные и глубоко оригинальные по стилю изделия — от миниатюрных подвесок из нефрита до огромных 20-тонных базальтовых изваяний. Ольмеки поражали своим скульптурным искусством. Их называли «народом ваятелей». Множество различных скульптурок и скульптур украшали храмы и особенно алтари. «Статуэтки стоящих и сидящих людей, каких-то уродцев, лягушек, улиток, украшения в виде цветов, нефрита, превосходно обработанного. Много изображений ягуара, культом которого ольмеки были просто одержимы».* У ольмеков получила развитие живопись. Великолепные фрески были найдены в местности Хуштлауаки и Оштотитлан. На них были представлены различные сюжеты. Роспись поражала разнообразием красок.

Ольмекская цивилизация была теократией: земледельцы содержали своим трудом правителей, поставляя в центр излишки своей продукции и выполняя различные работы. Взамен получали гарантию того, что ритуалы, совершаемые жрецами в центрах, помогут обеспечить им личную безопасность. Ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и сложную иконографию, в центре которой было несколько богов. Можно выделить в развитии мифологии две сложившиеся системы.

Одна мифологическая система выделяет в качестве верховного и всеобъемлющего божества «Богиню с косами», которая олицетворяет растительный и животный мир, небо и землю, жизнь и смерть. Из ее груди струится небесное молоко — дождь, она является владычицей влаги, кукуруза — дар этой богини Америке. Позднее в этой мифологической системе богиня распадается на множество богов, более их по своей функциональности. Ее изображают то в виде цветущей женщины, то в виде девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, иногда — в виде старухи с отвисшей грудью. Встречается изображение этой богини в виде женщины с триединым торсом, олицетворяющим весенний расцвет, плодоношение, осенне-зимний период. Некоторые изображения богов имеют две головы, что свидетельствует о том, что у ольмеков имело место размышление о дуальном характере мира. Найдены ольмекские печати, на которых изображена женщина в скорченной позе роженицы, а на животе — рисунок Солнца, что свидетельствует о том, что ольмеки почитали женщину как прародительницу рода и она являлась символом созидания, порождения всего нового, источником развития.

Новой ступенью этой мифологической системы является этап, когда у богини появляется «толстый сын». Он стал восприниматься как посредник между людьми и богиней, олицетворять кукурузу и солнце. Третий этап данной мифологической системы совпадает с появлением бога в качестве пожилого бородатого мужчины — прообраза будущего старого бога, олицетворяющего огонь, землетрясения. Он становится отцом «толстого» бога. Главным культом у ольмеков является культ бога-ягуара, защитника кукурузных полей. Ягуар обожествлялся потому, что распугивал животных, поедающих выращенные ольмеками культуры. Он стал покровителем полей и земледельцев.

Вместе с возникновением условно второй мифологической системы у ольмеков всеобъемлющее могущество приобретает бог — повелитель подземных недр с обликом ягуара. Богиня с косами становится его возлюбленной. От их союза появляются два сына — близнецы, полулюди, полуягуары. Дуальность, диалектичность, которая была свойственна матери-созидательнице, переходит на сыновей, один из которых олицетворяет дождь, другой — кукурузу

Последний изображается в образе мальчика, из головы которого вырастает трилистник кукурузы, а руки его сложены на животе. Появление двух мальчиков подтверждает и ацтекский миф, согласно которому два бога раздирают богиню земли на две половины, образующие небесную и земную твердь.

У ольмеков большое значение имел миф о зернах кукурузы, изначально спрятанных в горе. С большим трудом их нашел и достал бог Кецалькоатль и передал людям. В другом изложении мифа Кецалькоатль выносит из недр земли младенца (олицетворение кукурузы), чтобы передать его людям.

   

Сосуды в виде пленного. Культура мочика (Перу). I-VIII вв.

Наиболее известный атрибут ольмекской цивилизации — гигантские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, Ла-Венте и Трес-Сапотес. Они свидетельствуют о том, что ольмеки были искусными мастерами. Базальт, из которого сделаны эти головы, добывался в горах Туштлы, удаленных почти на сотню миль от тех мест, где они были обнаружены археологами. Перемещение многотонных базальтовых блоков на такое расстояние требовало не только огромных физических усилий, но и соответствующей организации этих усилий. И хотя ольмекская цивилизация не была городом-государством, ее правители-жрецы обладали большой властью, способностью управления и организации.

Что изображали гигантские головы, до сих пор остается загадкой. Можно предположить, что это изображения голов врагов, так как в Древней Америке действительно сохраняли и увековечивали в камне головы врагов. Ацтеки сохраняли отрезанные головы врагов, принесенных в жертву. Есть версия, что это головы юношей, которые отдавались в жертву богам. Лучший юноша определялся для жертвы жрецами из играющих в мяч. Он становился олицетворением бога маиса и обеспечивал урожай на 52 года. Игра в мяч у ольмеков носила религиозно-церемониальный характер, игре предшествовал сложный ритуал.

Ольмеки верили, что акт самопожертвования, самоубийства обеспечит бессмертие и все блага в вечной жизни. Предполагают, что самые красивые девушки поселения, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть, как и лучшие юноши, играющие в мяч.

В ольмекское время зародилось представление о четырех сторонах Вселенной, символом которой был андреевский крест, вписанный в прямоугольник. Известно сказание о четырех эпохах и предсказание того, что вместе с обретением маиса в пятую эпоху она погибнет от старого бога огня и землетрясения. А символом пятой эпохи считается бог, преподносящий людям маис, на плечах и на коленях которого лежат головы четырех других богов — покровителей предшествующих четырех эпох.

За пятнадцать столетий до открытий Колумба ольмеки изобрели точный солнечный календарь

Боги подавляют «бунт вещей». Роспись сосуда. Культура мочика.

Он был необычайно сложным по структуре и толкованию и состоял из нескольких самостоятельно вращающихся « колес », которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени.

Тольтекское влияние преобладало и во многих частях Мезоамерики. Самым распространенным металлом у тольтеков была медь и, в меньшей степени, серебро и золото. Повседневные орудия труда продолжали изготовляться из разных пород камня. Бернардино де Саагун, французский монах, первый хронист тольтеков, в своей монументальной работе «Общая история вещей в Новой Испании» отмечает, что «тольтеки — необычайно искусные мастера.

К храму Солнца примыкало несколько часовен — в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них — в честь Мама Кильи — Луны. Образ Луны в империи инков, как и у всех древних, связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для коим — жены инки.

Жители Сирии в основном пользовались аккадским письмом в своем варианте — клинописью, которая до сих пор не изучена. В середине II тыс. до н. э. в Сирии установилось египетское владычество, затем страну завоевали хетты и снова Египет. В азиатских владениях египетской державы сформировались рабовладельческие общества. Однако многие племена — хапиру — жили в условиях первобытнообщинного строя.

Древнееврейская культура и ее роль в истории развития мировых цивилизаций История еврейского народа, государств Израиль и Иудея от истоков до эпохи диаспоры. Формирование древнееврейской культуры: израильская литература, религия и ее основные культы. Завет Яхве и проповеди пророков. Библия как собрание литературных, исторических, правовых и обрядово-религиозных сочинений. Иерусалим и его историческая судьба. Храм Гроба Господня. Сакральное знание евреев — Каббала. Вклад еврейской культуры в мировую.

К концу царствования Соломона назревавшее в стране недовольство перешло в открытое выступление, которое возглавлял Иеровоам из незнатного рода, служивший какое-то время у Соломона. Иеровоама поддерживало местное жречество города Силома. Несмотря на то, что восстание было значительным, Соломону удалось его подавить. Иеровоам бежал в Египет, так как надеялся при его поддержке отделить Израиль от Иудеи, ибо Египту выгодно было иметь рядом не одно могущественное государство, а два слабых и независимых друг от друга.

Библейская ветхозаветная книга Исход сохранила отголоски драматического освобождения древних евреев из египетского плена, согнанных на принудительные работы чиновниками фараона. Исход повествует о том, что якобы в наказание за лишение израильтян свободы Египет волей бога Яхве (Иеговы) постоянно подвергался нашествию змей, жаб и насекомых, там были падеж скота, градобитие, порча воды, чума, солнечное затмение. Но несмотря на это фараон отказался освободить евреев, и их предводитель Моисей предрек новую «казнь египетскую» — смерть всех перворожденных в стране. Подготовка древних евреев к исходу из Египта положила начало празднованию Пасхи.

У еврейского народа была своеобразная система взглядов на мироздание, роль души и духа, их общения с Богом, смысл жизни. Древние евреи, в отличие от других нардов, воспринимали факт смерти реалистично и были способны примириться с мыслью о прекращении индивидуальной жизни. Иудеи полагали, что личность человека раздвоена, поскольку имеет некую тень, представляющую собой бледную и внетелесную копию человека — душу. После смерти эта тень спускается под землю, где в мрачных покоях обретает грустное и мрачное существование. Представление евреев о том, что земная и посмертная жизнь разделены роковой чертой, получило развитие в исламе.

Посейдон

Посейдон – сын Кроноса и Реи, брат Зевса, бог-олимпиец, повелитель морского царства и всех его обитателей. Глубоко в морской пучине стоит чудесный дворец брата Зевса-громовержца, колебателя Земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. В глубине моря живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея.

Деметра

Деметра – дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Она дает плодородие земле, и без ее благотворительной силы ничто не произрастает ни в лесах, ни в лугах, ни на пашнях. Она обучила людей земледелию, по ее велению созревают хлеба. В месяц посевов греки праздновали в честь Деметры праздник Фесмафории.

Арес

Арес – бог жестокой и безжалостной войны, сын Геры и Зевса. На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста. У Ареса двое сыновей под стать ему: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас), вечные спутники войны.

Гефест

Гефест - Бог огня и кузнечного дела.

Сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не мог сравниться в искусстве ковать. Он родился слабым и уродливым младенцем. В гневе Гера схватила и бросила сына с Олимпа вниз, на далекую землю. К счастью упал он не на землю, а в безбрежное море, где ребенка подхватили океаниды, морские богини. Они сжалились над маленьким уродцем и унесли его на дно океана. Там в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками и широкой грудью. Он был дивным мастером в кузнечном ремесле, выковал много неповторимых золотых и серебряных украшений.

Искусство Месопотамии IV-II тыс. Архитектура, керамика и пластика поздненеолитических центров Месопотамии - Эреду, Убайд, Урук. Города-государства Шумера. Планировка поселения Хафадже, выделение городского культового центра. Шумерская религия и мифология в связи с архитектурой зиккуратов и храмов. Зиккурат в Уре. Гробница царицы Шубад в Уре. Пластика и декоративно-прикладное искусство Шумера, Аккада, Мари в III тыс. - Ур, Телль-Ахмар, Урук, Лагаш.
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая