Проблема существования доисторических протоцивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Культура Античного мира Древнегреческая культура

Культура Античного мира

Искусство ранних земледельческих центров Ближнего Востока, Малой Азии, Подунавья, Ирана, Средней Азии, Индостана, Китая. Возникновение производящего хозяйства, "Великий плодородный полумесяц". Архитектура и планировка ранних городских центров Ближнего Востока, расписная керамика, рельефы, мелкая пластика: Иерихон, Чатал-Уюк, Хаджилар, Телль-Халаф, Телль-ас-Саван, Самарра. Искусство неолитических центров Балкан и Эгеиды: керамика и мелкая пластика Караново, Чернаводы, Киклад

Культура Древнего Египта

Историко-географическая справка. Периодизация истории Древнего Египта. Религия и мировоззрение египтян. Заупокойный культ и представления о душе и мироздании. Искусство: архитектура и знание тайн «золотого сечения», скульптура, музыка. Политико-правовая система. Система образования. Сакральные знания египтян. «Книга мертвых». Влияние египетской культуры на развитие культурыругих народов.

На СЕВЕРО-ВОСТОКЕ Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации — Египет. Кочевые племена Северной Африки в то время, когда уже закончился ледниковый период в Европе и количество дождей стало уменьшаться, переселились в многоводную и плодородную долину Нила. Это произошло в VI-V тыс. до н. э. С течением времени египтяне, ведя многолетние наблюдения, учились управлять рекой и предугадывать силу ее разлива.

IV-III тыс. до н. э., когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет стал уже страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. В этой цивилизации процветали сельское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство. Строились города с удобными домами, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили в зеленый двор. Но больше всего поражают наших современников грандиозные инженерные работы и колоссальные архитектурные сооружения египтян — пирамиды, храмы, сфинксы. Загадкой остается знание жрецами законов гармонического единства мира, тайны законов психической энергии и «золотого сечения».

Главная особенность Египта — жаркий климат. Жара, доходящая до сорока градусов, редкие дожди сделали бы Египет не колыбелью цивилизации, а пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживающаяся египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы, чинили плотины и прокладывали высоко расположенные дороги для войск, совершавших походы в любое время года.

Такие грандиозные работы требовали наряду со знанием основ астрономии, межевания и строительства превосходной организации. Все работы должны были быть выполнены к определенному сроку. Поэтому огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством. Она должна была иметь управляющих для выполнения конкретных задач. Она требовала огромных запасов продовольствия, а также вспомогательных сил и средств. Создали ее и управляли ею жрецы.

Будучи великими учеными, хранителями и продолжателями знаний магии, астрологии, естествознания, творцами духовной культуры, жрецы приобрели над народом значительную власть и впоследствии всегда занимали прочное положение и имели огромное влияние на общество. Им не мешала в дальнейшем узурпация власти фараонами. Легенды гласят, что великие магико-духовные знания жрецы и фараоны Древнего Египта приняли от магов исчезнувшей Атлантиды. Тайны гармонии мира на земле и в космосе, которыми владели жрецы, делали их неуязвимыми. Они были «настройщиками», знающими ключ, приводящий в единое созвучие работу людей и космоса. Согласно современным выводам египтологов, можно предположить, что жрецы Египта считали: общество живет подобно оркестру, каждый участник которого способствует либо согласованию, либо рассогласованию звучания. Целая система здесь подчинена отдельности, единичности. Жрецы понимали, что необходима работа в едином созвучии, чтобы целостность системы состоялась. Зная внутренние пружины согласованного общественного бытия, они намечали планы работ, которые затем выполнялись по указам царей-фараонов.

Благодаря жрецам египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы — мыслью, народ — телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью, перед устроенным ею космическим порядком — божественным законом.

До конца XVIII в. Египет был для Европы экзотической страной. Ее знали по трудам древних писателей-историков. Путешественники рассказывали о стране с пирамидами, сфинксами, колоннами, покрытыми сверху донизу таинственными знаками.

Иероглифы, полукурсивныеи иератические знаки.Сравнительная таблица.

В 1798 г. Наполеон готовил армию для похода в Египет, а также специальную комиссию из ученых и специалистов, которые должны были изучить культуру Египта. Они развернули в Египте бурную деятельность. Ученые измеряли, описывали, делали модели памятников культуры, собрали огромную коллекцию произведений искусства. Сенсацию вызвала находка «Ро-зеттского камня», на котором была выбита надпись на египетском и древнегреческом языках. Искусство чтения иероглифов исчезло 1500 лет назад, и «Розеттский камень» был бесценной вещью. Находка египетского текста с точным переводом на древнегреческий на «Розеттском камне» давала надежду на дешифровку египетских иероглифов. Расшифровал египетскую иероглифическую письменность Жан Франсуа Шампольон. Он установил, что египетские иероглифы являются не рисуночным, а фонетическим письмом, но сложность заключалась в том, что египетский алфавит не имел гласных.

Египетские иероглифы.

 Благодаря ученым стало возможным проследить историю Древнего Египта и установить периодизацию:

Раннее царство (3200-2800 гг. до н. э.).

Древнее царство (2800-2250 гг. до н. э.).

Среднее царство (2050-1700 гг. до н. э.).

Новое царство (1580-1100 гг. до н. э.).
Известны и другие периодизации, но расхождения между ними несущественны.

Религиозные, медицинские, научные, литературные тексты, хроники, летописи хранились в скрипториях («Домах жизни») при храмах или наносились на стены храмов и гробниц.

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием. Искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти. Величественные пирамиды также являются одним из символов царепоклонства. Почему в Египте, как нигде больше, существовало обожествление власти? Почему фараон воспринимался как Бог или наместник Бога на земле?

В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых. Они строились по разным берегам Нила.

Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась система их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем остальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами.

Ткацкая и столярная мастерские

Период с 800 до 400 гг. до н. э. считается среднеархаическим временем Мезоамерики, и культура ольмеков имела вполне сложившийся и зрелый вид. Каменные монументы с календарными датами, записанными в системе длинного счета, стояли в городах. Богатые ритуальные центры с определенной ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Центр Ла-Вента выделяется в целую культуру, которая так и называется — культура Ла-Венты.

Литература древних майя находилась на очень высокой ступени развития. Их книги, или кодексы, как их часто называют, представляют собой одну полосу бумаги, изготовленную из растительного волокна и натурального клейкого вещества. Эту бумагу покрывали с обеих сторон белой известью.

В религиозном мировоззрении майя выражено глубокое понимание законов гармонического единства мира, диалектики его развития. В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны. Они совмещают в себе два противоположных начала: жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Одного из главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли.

Дорифор

Дорифор (греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т.н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э. У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Он — ранний пример классического контрапоста, ведь его создатель Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны. Дорифор — это не изображение конкретного спортсмена-победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры.Иногда эту статую так и называли - «Канон Поликлета», вслед за одноименным теоретическим трактатом его создателя. Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. Вдобавок, в нем воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Оригинала не сохранилось. Существуют многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане (Музей Кьярамонти), Мюнхене, Флоренции. (В мраморных копиях позади левой ноги сооружена подпорка, в бронзовом подлиннике не присутствовавшая).

Искусство Месопотамии IV-II тыс. Архитектура, керамика и пластика поздненеолитических центров Месопотамии - Эреду, Убайд, Урук. Города-государства Шумера. Планировка поселения Хафадже, выделение городского культового центра. Шумерская религия и мифология в связи с архитектурой зиккуратов и храмов. Зиккурат в Уре. Гробница царицы Шубад в Уре. Пластика и декоративно-прикладное искусство Шумера, Аккада, Мари в III тыс. - Ур, Телль-Ахмар, Урук, Лагаш.
Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая